Главная » Статьи » Мои статьи |
Урок окружающего мира в 3 классе Тема урока: Твердые вещества, жидкости и газы. Задачи урока: продолжить работу по формированию знаний о телах, веществах, частицах (молекулах); развитие умений выделения основных существенных признаков; проведение сравнений, выбор правильного ответа. Формирование личностных УУД: научиться проявлять познавательную активность в оказании помощи соученикам; Формирование регулятивных УУД: различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков; Формирование коммуникативных УУД: научиться взаимодействовать с соседом по парте, в группе; Формирование познавательных УУД: проводить несложные наблюдения и ставить опыты, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов. Оборудование и наглядные пособия: учебники, хрестоматии, тетради для самостоятельной работы, указка, бутылочка духов с пульверизатором, стаканчики, шприцы без иголок, кубики, ПК, презентация, карточки для работы в группах, карточки для группового моделирования: «Твёрдое тело. Встаньте в ряд, близко друг к другу, держась за руки», «Жидкость. Встаньте в круг, руки на поясе, слегка касаетесь, друг друга локтями и двигаетесь по кругу», «Газ. Выйдите к доске и прыгайте, «летайте», иногда прикасаясь друг к другу руками». Тип урока: урок изучения новых знаний, практический. Технологии: поддерживающего обучения, проблемного обучения, ИКТ. Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, группах. Ход урока I. Организационный момент (Слайд № 1) - Давайте создадим, друг другу хорошее настроение, улыбнитесь своему соседу по парте. Я надеюсь, хорошее настроение не покинет вас в течение всего урока. II. Проверка домашнего задания Группа 1. Задание «Дополни предложение». Тела — это... Все тела имеют... Все тела можно разделить на следующие группы; .. Группа 2. Каждое тело состоит из … (приведи примеры). Все вещества состоят из ... Группа З. Нужно синим карандашом все слова, которые обозначают тела, а красным слова, которые обозначают вещества.
«Ключ» 1 -го варианта —1,2,4,7,10,11,12,15. 2-й вариант -3,5,6,8,9, 13, 14. Группа 4. Задание «Четвертый лишний». В каждой строчке найти лишнее слово, и подчеркни, почему оно лишнее.
Примечание. В первом ряду три тела и одно вещество, во 2 ряду — три тела неживой природы и одно тело живой природы, в 3 ряду — одно искусственное тело и три природных тела, в 4 ряду — одно природное тело и три искусственных тела, в 5 ряду — одно тело неживой природы и три тела живой природы, в 6 ряду — одно тело и три вещества, в 7 ряду — одно природное вещество и три искусственных вещества, в 8 ряду — три природных тела и одно искусственное тело. III. Актуализация знаний. Постановка проблемы. (Слайд № 2) Полученные ответы высвечиваю на доске. Если вы правильно выполнили задание, то должно получиться слово, из первых букв слов ответов - «вещество». - А сейчас мы проведем исследовательскую работу. На время, наш класс станет лабораторией, а мы – лаборантами. (Слайд №3) (В словаре Ожегова: Лаборатория – учреждение, где проводятся опыты, исследования. Лаборант – сотрудник лаборатории). Исследовательская работа. – Уважаемые лаборанты, у вас на столах 3 стакана. – Что находится во втором стакане? - А что вы видите в третьем стакане? - Послушайте, о чем идет речь в стихотворении, и сделайте следующее открытие. Он прозрачный невидимка, Легкий и бесцветный газ, Невесомою косынкой Он окутывает нас. Мы его не замечаем, Мы о нем не говорим. Просто мы его вдыхаем – Ведь он нам необходим. - О чем шла речь? - Попробуйте, можем ли мы удержать воздух в наших руках? - Да, не можем. (Слайд 7) - (Слайд № 8) Давайте сформулируем тему сегодняшнего урока (Твердые вещества, жидкости и газы). - Сформулируйте цель нашего урока. - Сейчас мы продолжим работу в группах. Вам нужно выполнить задание № 30 в Тетради для самостоятельной работы (первую часть). При выполнении задания пользуйтесь учебником с. 49 первый абзац. Приведите примеры твердых, жидких и газообразных веществ. (Учащиеся выполняют Они читают названия веществ, выписывают их по группам (твердые вещества, жидкости, газы). Дополняют каждую группу своими примерами. Из указанных веществ к твердым относят сахар, питьевую соду, древесину, к жидкостям — воду, уксус, к газам -природный газ, кислород, азот, углекислый газ. Группу твердых веществ учащиеся могут дополнить следующими примерами: железо, золото, глина, пластилин. К жидкостям можно добавить ртуть, бензин, к газам — пропан (это слово написано на газовых баллонах, которые используют в сельской местности на грузовых автомобилях, автобусах, переведенных на газовое топливо). ( Проверка. Спикеры зачитывают ответы). IV. Физминутка. V. Комментированное чтение параграфа учебника. Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала В процессе чтения следует обратить внимание учащихся на следующие важные моменты:
в твердых телах промежутки очень-очень маленькие, в жидкостях — побольше, в газах — еще больше; Работа в группах - А теперь мы с вами поиграем. Вы сейчас будете молекулами. Каждой группе необходимо получить Внимание задание…… Все вместе выйдете к доске и покажите. - А мы попробуем отгадать, о чём идёт речь, о твердом теле, о жидкости, о газе. Вызываю детей и они получают по 1 карточке: «Твёрдое тело. Встаньте в ряд, близко друг к другу, держась за руки», 5) промежутки между частицами в твердых телах очень маленькие, поэтому любое твердое тело сохраняет определенную постоянную форму. (Слайд № 9) «Жидкость. Встаньте в круг, руки на поясе, слегка касаетесь, друг друга локтями и двигаетесь по кругу» 6) В жидкостях промежутки между молекулами больше, что позволяет частицам «скользить» и менять свое местоположение. Поэтому жидкость не сохраняет свою форму, попросту говоря, течет, и занимает форму сосуда, в котором находится. (Слайд № 10) «Газ. Выйдите к доске и возле нее прыгайте, «летайте», иногда, прикасаясь друг к другу руками». 7) А в газах расстояние между частицами во много раз больше размеров самих молекул. Их молекулы беспорядочно движутся и стараются занять весь доступный газу объем. (Слайд № 11) Наглядно представить учащимся отличия расположения молекул в твердых телах, жидкостях и газах поможет рисунок в учебнике на с. 50. ОПЫТ А сейчас мы с вами это докажем опытным путем. Станьте в разных местах класса (у классной доски, в середине и в конце классного помещения). (С помощью пульверизатора педагог распыляет капли духов. Через некоторое время запах духов разойдется по всему помещению). - Что вы почувствовали? Крохотные капли духов испарились, превратились в газ. Частицы газа разлетелись по всему классу и заняли весь его объем. Мы обнаружили эти частицы с помощью обоняния. Далее учитель спрашивает, почему же мы не видим воздух, если в нем так много мелких частиц? Дети высказывают свое мнение, а затем читают соответствующий текст в учебнике с. 51 2 абзац. Если позволит время прочитать вслух «по цепочке» рассказ в хрестоматии «Из чего состоят вещества?». VI. Закрепление изученного материала. Работа по вопросам. - Из чего состоят все окружающие нас предметы? (Все предметы состоят из веществ, а вещества состоят из крошечных частиц — молекул, а молекулы из более мелких частиц— атомов.) - Можно ли заполнить воздухом половину комнаты? (Нет. Воздух состоит из газообразных веществ (газов), а все газы стараются занять весь предоставленный объем, то есть воздух займет всю комнату.) Почему все тела можно сжать? (Потому что между частицами всех веществ есть промежутки.) - Проведем опыт с воздухом. Возьмите шприц. - Что вы наблюдали? Почему поршень шприца вернулся в прежнее положение? Вывод: воздух можно сжать. Газы сжимаются и расширяются.
Закончи предложения. Было интересно…. Было легко…. Есть некоторые затруднения…. - Достигли ли мы поставленной цели? VIII. Домашнее задание. Т № 30 – 2 задание; учебник с. 49-52 пересказывать и отвечать на вопросы учебника. Группа 1. Задание «Дополни предложение». Тела — это... Все тела имеют... Все тела можно разделить на следующие группы … Группа 2. Каждое тело состоит из … (приведи примеры). Все вещества состоят из ... Группа З. Нужно синим карандашом все слова, которые обозначают тела, а красным слова, которые обозначают вещества.
Группа 4. Задание «Четвертый лишний». В каждой строчке найди лишнее слово, и подчеркни, почему оно лишнее. 1.Айсберг, сосулька, вода, снежинка.
«Твёрдое вещество. Встаньте в ряд, близко друг к другу, держась за руки» «Жидкость. Встаньте в круг, руки на поясе, слегка касаетесь, друг друга локтями и двигаетесь по кругу» «Газ. Выйдите к доске и прыгайте, «летайте», иногда, прикасаясь, друг к другу руками».
| |
Просмотров: 2700 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 2.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |