Главная » Статьи » Мои статьи |
Урок русского языка в 3 классе "Перспективная начальная школа"
Тема урока: Различение склонений существительных. Правописание падежных окончаний. Тип урока: урок отработки умений и рефлексии. Цели деятельности педагога: создать условия для формирования знаний о правописании падежных окончаний имен существительных; способствовать закреплению умений ставить падежные вопросы к словам, определять склонение; содействовать расширению кругозора учащихся. Планируемые результаты образования: Предметные: использовать умение классифицировать существительные по трем склонениям и писать падежные окончания П. п. у существительных разных склонений. Метапредметные: регулятивные - совместно с учителем обнаруживать и формировать учебную проблему; Познавательные - понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме; Коммуникативные - формулируют собственное мнение и позицию. Личностные УУД: проявляют интерес изученному учебному материалу. Образовательные ресурсы: презентация, проектор, экран, ПК, учебник «Русский язык» 1, 2 части, тетрадь № 1, карточки для групповой работы. Ход урока I. Организационный момент В мире много интересного, Нам порою неизвестного. Миру знаний нет предела. Так скорей, друзья, за дело! II. Чистописание. (Слайд № 2) На слайде написаны буквы: е, ю, я, и, ь. - Найдите лишнюю букву в данном ряду. Д. – Лишняя буква мягкий знак, так как она не обозначает звука. На доске!!! - Определите порядок следования букв в этом ряду: ьььььь ььььь ьььь ььь ьь ь ... ( Количество знаков уменьшается на один). У. - Напишите этот ряд букв предложенной последователь¬ности до конца строки. III. Словарно-орфографическая работа. - Слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке, вы составите самостоятельно. Для этого вам предстоит работа в парах. У вас на столе лежат листы переверните их и расшифруйте словарное слово. Какое это слово? (Слайд 3-8) (Слайд № 9) (Это слово сирень) - Что обозначает это слово? - В каких целях сирень используется людьми? У. –Вот как толкуется это слово в толковом словаре: (Слайд № 10) СИРЕ́НЬ, и, ж. Крупный садовый кустарник семейства маслиновых с лиловыми, белыми или розовыми душистыми соцветиями. Сире́невый — 1) относящийся к сирени; 2) светло-лиловый. IV. Сообщение темы урока, постановка целей.. (Слайд № 11) На слайде написаны слова: По сирени, у сирени, сирень, сиренью, про сирень, о сирени. У. - Прочитайте запись на слайде. Скажите, что здесь написано? Д. – на доске записано слово сирень, употребленное в разных падежах. У. – Давайте вспомним, что такое склонение существительных? Д. - Изменение по падежам. У. - Сколько падежей в русском языке? У. - Назовите все падежи и вопросы к ним. У. - Назовите эти существительные в порядке склонения. Д. - сирень, у сирени, по сирени, про сирень, сиренью, о сирени. У. - Скажите, как вы определяли падеж существительного? Д. - Нужно поставит вопрос. У. - Что еще часто помогает определить падеж существительного? Д. - Падеж существительного помогает определить предлог. У. – Как вы думаете для чего нам уметь склонять по падежам. Д. – Чтобы грамотно писать окончания существительных. Что еще необходимо знать, для правильного написания предложных окончаний? Д. – Правильно определять склонение. III. Формулирование учащимися темы и цели урока. У. - Исходя из наших рассуждений, определите тему сегодняшнего урока. Д. - Мы изучили падежи, склонение имен существительных, значит тема сегодняшнего урока «Различение склонений. Правописание падежных окончаний имен существительных». У. Ориентируясь на план, сформулируйте задачи нашего урока. (Слайд № 12) План 1. Склонение. 2. Вопросы. 3. Предлоги. 4. Окончания. 5. Член предложения. Д. –Мы должны знать падежные вопросы, с какими предлогами они употребляются, какие имеют окончания, уметь определять склонение, каким членом предложения являются. V. Работа над темой урока. Работа в группах.(Слайд № 13) Группа № 1. Вставь пропущенные окончания. Определите склонение и падеж выделенных слов, выделите окончания. При работе используйте памятку. Давайте же мыться, плескаться. Купаться, нырять, кувыркаться В ушат… ( ---------------------- ), в корыт…( ---------------------- ), в лохан…( ---------------------- ). В рек…( ---------------------- ), в ручейк…( ---------------------- ), в океан… ( ---------------------- ), И в ванн… ( ---------------------- ), и в бан… ( ---------------------- ), всегда и везде – Вечная слава воде! Группа № 2. Вставь пропущенные окончания. Определите склонение и падеж выделенных слов, выделите окончания. При работе используйте памятку. Назови слова, написание которых подчиняется правилу: ЧК, ЧН. Чики, чики, чикалочки! Едет гусь на палочк… (___________________________), Уточка на дудочк… (_____________________________), Курочка на чурочк…(_____________________________), Зайчик на тачк…(_____________________________), Мальчик на собачк…(_____________________________). Проверка. У. – В каком падеже в ваших заданиях использовались имена существительные? Ответьте первая и третья группы. Ответьте вторая и четвертая группы. Одинаковые ли у вас были окончания? Почему? Гр. № 2, 4 - окончания пишутся одинаково, так как все эти существительные принадлежат к I склонению и употреблены в одинаковой форме – форме ед.ч. П. п. с предлогом на. Следовательно, во всех окончаниях пишется -е. Гр. № 1, 3 - написание окончаний в П.п. этих слов различно и зависит от склонения существительных. У. – Какой можно отсюда сделать вывод? VI. (Слайд № 14) Физкультминутка (по методике Базарного) VII. Работа с учебником. С. 145. Упражнение 145. Данное упражнение направлено на распознавание Т.п., В.п. и И. п. и определение значения Т.п. Учащиеся определяют падежи слов, выделенных жирным шрифтом. Эти слова употреблены в форме мн.ч. Т.п. Дети уже знакомы со значением Т.п. (упражнение 140), поэтому они сами смогут определить, что слова в Т.п. здесь обозначают средство, с помощью которого совершается действие. Различение падежей слов, выделенных цветом, не вызовет у учащихся больших затруднений, если они вспомнят, что подлежащее в предложении всегда стоит в форме И.п., а второстепенные члены могут употребляться только в косвенных падежах. В первом предложении существительное обозы играет роль подлежащего и стоит в И. п., а в последнем предложении слово морозцы является второстепенным членом (дополнением): похваливают (кого? что?) морозцы (В.п.). IX. Рефлексия. Закончи предложения. (Слайд № 15) Было интересно…. Было легко…. Есть некоторые затруднения…. X. Домашнее задание. Тетрадь упр. 102 с. 90 выполнить Можно ли сказать, что слова, выделенные жирным шрифтом, стоят в одном и том же падеже? Какой это падеж? Что он обозначает: место действия или средство, с помощью которого совершается действие? Верно ли, что подчеркнутые слова стоят в одном и том же падеже? Так думает Миша, Маша думает иначе, а с кем согласен ты? По дорогам потянулись сани. Извозчики рукавицами похлопывают, ногами потопывают, плечами подергивают, морозец похваливают. Выбор буквы окончания происходит в следующем порядке: 1. Поставь слово в начальную форму. 2. Определи, к какому склонению оно относится. 3. Определи, в каком падеже употреблено существительное в тексте. 4. Подставь для проверки существительное того же склонения в той же форме, но с ударным окончанием. Выбор буквы окончания происходит в следующем порядке: 1. Поставь слово в начальную форму. 2. Определи, к какому склонению оно относится. 3. Определи, в каком падеже употреблено существительное в тексте. 4. Подставь для проверки существительное того же склонения в той же форме, но с ударным окончанием. | |
Просмотров: 5520 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 1.5/2 |
Всего комментариев: 1 | |
| |