Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Урок русского языка в 3 классе "Перспективная начальная школа"
Тема урока: Различение склонений существительных. Правописание падежных окончаний.
Тип урока: урок отработки умений и рефлексии.
Цели деятельности педагога: создать условия для формирования знаний о правописании падежных окончаний имен существительных; способствовать закреплению умений ставить падежные вопросы к словам, определять склонение; содействовать расширению кругозора учащихся.
Планируемые результаты образования:
Предметные: использовать умение классифицировать существительные по трем склонениям и писать падежные окончания П. п. у существительных разных склонений.
Метапредметные: регулятивные - совместно с учителем обнаруживать и формировать учебную проблему;
Познавательные - понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме;
Коммуникативные - формулируют собственное мнение и позицию.
Личностные УУД: проявляют интерес изученному учебному материалу.
Образовательные ресурсы: презентация, проектор, экран, ПК, учебник «Русский язык» 1, 2 части, тетрадь № 1, карточки для групповой работы.
Ход урока
I. Организационный момент
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела.
Так скорей, друзья, за дело!
II. Чистописание.
(Слайд № 2) На слайде написаны буквы: е, ю, я, и, ь.
- Найдите лишнюю букву в данном ряду.
Д. – Лишняя буква мягкий знак, так как она не обозначает звука.
На доске!!!
- Определите порядок следования букв в этом ряду: ьььььь ььььь ьььь ььь ьь ь ...
( Количество знаков уменьшается на один).
У. - Напишите этот ряд букв предложенной последователь¬ности до конца строки.
III. Словарно-орфографическая работа.
- Слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке, вы составите самостоятельно. Для этого вам предстоит работа в парах. У вас на столе лежат листы переверните их и расшифруйте словарное слово. Какое это слово? (Слайд 3-8)
(Слайд № 9) (Это слово сирень)
- Что обозначает это слово?
- В каких целях сирень используется людьми?
У. –Вот как толкуется это слово в толковом словаре: (Слайд № 10)
СИРЕ́НЬ, и, ж. Крупный садовый кустарник семейства маслиновых с лиловыми, белыми или розовыми душистыми соцветиями. Сире́невый — 1) относящийся к сирени; 2) светло-лиловый.
IV. Сообщение темы урока, постановка целей..
(Слайд № 11) На слайде написаны слова:
По сирени, у сирени, сирень, сиренью, про сирень, о сирени.
У. - Прочитайте запись на слайде. Скажите, что здесь написано?
Д. – на доске записано слово сирень, употребленное в разных падежах.
У. – Давайте вспомним, что такое склонение существительных?
Д. - Изменение по падежам.
У. - Сколько падежей в русском языке?
У. - Назовите все падежи и вопросы к ним.
У. - Назовите эти существительные в порядке склонения.
Д. - сирень, у сирени, по сирени, про сирень, сиренью, о сирени.
У. - Скажите, как вы определяли падеж существительного?
Д. - Нужно поставит вопрос.
У. - Что еще часто помогает определить падеж существительного?
Д. - Падеж существительного помогает определить предлог.
У. – Как вы думаете для чего нам уметь склонять по падежам.
Д. – Чтобы грамотно писать окончания существительных.
Что еще необходимо знать, для правильного написания предложных окончаний?
Д. – Правильно определять склонение.
III. Формулирование учащимися темы и цели урока.
У. - Исходя из наших рассуждений, определите тему сегодняшнего урока.
Д. - Мы изучили падежи, склонение имен существительных, значит тема сегодняшнего урока «Различение склонений. Правописание падежных окончаний имен существительных».
У. Ориентируясь на план, сформулируйте задачи нашего урока.
(Слайд № 12)
План
1. Склонение.
2. Вопросы.
3. Предлоги.
4. Окончания.
5. Член предложения.
Д. –Мы должны знать падежные вопросы, с какими предлогами они употребляются, какие имеют окончания, уметь определять склонение, каким членом предложения являются.
V. Работа над темой урока. Работа в группах.(Слайд № 13)

Группа № 1.
Вставь пропущенные окончания. Определите склонение и падеж выделенных слов, выделите окончания. При работе используйте памятку.

Давайте же мыться, плескаться.
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушат… ( ---------------------- ), в корыт…( ---------------------- ), в лохан…( ---------------------- ).
В рек…( ---------------------- ), в ручейк…( ---------------------- ), в океан… ( ---------------------- ),
И в ванн… ( ---------------------- ), и в бан… ( ---------------------- ), всегда и везде –
Вечная слава воде!
Группа № 2.
Вставь пропущенные окончания. Определите склонение и падеж выделенных слов, выделите окончания. При работе используйте памятку. Назови слова, написание которых подчиняется правилу: ЧК, ЧН.
Чики, чики, чикалочки!
Едет гусь на палочк… (___________________________),
Уточка на дудочк… (_____________________________),
Курочка на чурочк…(_____________________________),
Зайчик на тачк…(_____________________________),
Мальчик на собачк…(_____________________________).
Проверка.
У. – В каком падеже в ваших заданиях использовались имена существительные?
Ответьте первая и третья группы. Ответьте вторая и четвертая группы.
Одинаковые ли у вас были окончания? Почему?
Гр. № 2, 4 - окончания пишутся одинаково, так как все эти существительные принадлежат к I склонению и употреблены в одинаковой форме – форме ед.ч. П. п. с предлогом на. Следовательно, во всех окончаниях пишется -е.
Гр. № 1, 3 - написание окончаний в П.п. этих слов различно и зависит от склонения существительных.
У. – Какой можно отсюда сделать вывод?

VI. (Слайд № 14)
Физкультминутка (по методике Базарного)
VII. Работа с учебником.
С. 145. Упражнение 145. Данное упражнение направлено на распознавание Т.п., В.п. и И. п. и определение значения Т.п.
Учащиеся определяют падежи слов, выделенных жирным шрифтом.
Эти слова употреблены в форме мн.ч. Т.п. Дети уже знакомы со значением Т.п. (упражнение 140), поэтому они сами смогут определить, что слова в Т.п. здесь обозначают средство, с помощью которого совершается действие.
Различение падежей слов, выделенных цветом, не вызовет у учащихся больших затруднений, если они вспомнят, что подлежащее в предложении всегда стоит в форме И.п., а второстепенные члены могут употребляться только в косвенных падежах. В первом предложении существительное обозы играет роль подлежащего и стоит в И. п., а в последнем предложении слово морозцы является второстепенным членом (дополнением): похваливают (кого? что?) морозцы (В.п.).
IX. Рефлексия. Закончи предложения. (Слайд № 15)
Было интересно….
Было легко….
Есть некоторые затруднения….
X. Домашнее задание.
Тетрадь упр. 102 с. 90 выполнить

Можно ли сказать, что слова, выделенные жирным шрифтом, стоят в одном и том же падеже? Какой это падеж? Что он обозначает: место действия или средство, с помощью которого совершается действие?
Верно ли, что подчеркнутые слова стоят в одном и том же падеже? Так думает Миша, Маша думает иначе, а с кем согласен ты?

По дорогам потянулись сани. Извозчики рукавицами похлопывают, ногами потопывают, плечами подергивают, морозец похваливают.

Выбор буквы окончания происходит в следующем порядке:
1. Поставь слово в начальную форму.
2. Определи, к какому склонению оно относится.
3. Определи, в каком падеже употреблено существительное в тексте.
4. Подставь для проверки существительное того же склонения в той же форме, но с ударным окончанием.

Выбор буквы окончания происходит в следующем порядке:
1. Поставь слово в начальную форму.
2. Определи, к какому склонению оно относится.
3. Определи, в каком падеже употреблено существительное в тексте.
4. Подставь для проверки существительное того же склонения в той же форме, но с ударным окончанием.
Категория: Мои статьи | Добавил: lena25475 (26.12.2013)
Просмотров: 5520 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 1.5/2
Всего комментариев: 1
1 lena25475  
0
Спасибо!!

Имя *:
Email *:
Код *: