Главная » Статьи » Мои статьи |
Урок русского языка в 3 классе "Перспективная начальная школа"
Тип урока: изучение нового материала. Цели деятельности педагога: создать условия для формирования знаний о падежах имен существительных; способствовать закреплению умений ставить падежные вопросы к словам; содействовать расширению кругозора учащихся. Планируемые результаты образования: Предметные: знать название падежей, падежные вопросы, способы определения падежей. Метапредметные: регулятивные - совместно с учителем обнаруживать и формировать учебную проблему; Познавательные - понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме; Коммуникативные - формулируют собственное мнение и позицию. Личностные УУД: проявляют интерес к новому учебному материалу. Образовательные ресурсы: презентация, проектор, экран, ПК, учебник «Русский язык» 1, 2 части, тетрадь № 1. Ход урока I. Организационный момент В мире много интересного, Нам порою неизвестного. Миру знаний нет предела. Так скорей, друзья, за дело! II. Проверка домашнего задания. - Испытывали вы трудность при выполнении домашнего задания? - Прочитайте слова, имеющие только форму множественного числа. - Прочитайте слова, имеющие только форму единственного числа. - Прочитайте слова, имеющие и форму множественного числа, и форму единственного числа. III. Чистописание. (Слайд № 1) На слайде написаны слова: отбойный, фонтан, привезти, те¬ма, лето. - Прочитайте написанные слова. Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она обозначает парный глухой твердый со¬гласный звук, встречающийся в данных словах один раз. Какая это буква? В каком слове находится? (Сегодня мы будем писать букву ф. Она обозначает парный глухой твердый согласный звук [ф], встречающийся в дан¬ных словах один раз. Звук [ф] находится в слове фонтан). - Согласную ф мы напишем с двумя гласными. Первую глас¬ную букву вы найдете в приставке имени прилагательного. Какая это буква? (Это буква о. Она находится в приставке от- прилагатель¬ного отбойный). - Вторая буква является безударной гласной в корне глаго¬ла. Какая это буква? (Это буква е. Она является безударной гласной в корне -вез-глагола привезти). - Определите порядок следования букв в этом ряду: фое фооее фоооеее ... (В этом ряду написаны строчные буквы ф, о, е. В каждой ячейке имеется по одной букве ф. Количество гласных увеличивается на одну). У. Напишите этот ряд букв предложенной последователь¬ности до конца строки. IV. Словарно-орфографическая работа - Слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке, вы составите самостоятельно. Для этого соедините первые слоги имен существительных, использованных на минутке чисто¬писания, в следующем порядке: существительное женского рода, существительное среднего рода, существительное муж¬ского рода. Какое это слово? (Слайд № 2) (Это слово телефон) - В каких целях он используется людьми? (Телефон используется для разговора людей на расстоянии). -Телефон — это аппарат, который используется для разговора людей на расстоянии. Многие специалисты предпринимали попытку сделать устрой¬ство для разговора на расстоянии. Но удалось это американско¬му ученому Александру Беллу. В 1876 году он изобрел первый телефон для практического использования. Запи¬шите слово телефон, поставьте ударение. - В слове телефон две непроверяемые безударные гласные е. Подчеркните их. Запомните написание слова телефон. Составьте предложение, в которое вошли бы одновременно два слова: телефон, человек. Человек изобрел телефон. Человек разговаривает по телефон. (СЛАЙД № 3) - Назовите имеющиеся в данных предложениях имена существительные. (Человек, телефон) - Почему вы считаете, что это имена существительные? (Эти слова отвечают на вопросы кто?, что? и обозначают предметы). Охарактеризуйте слова человек и телефон. (Существительное человек одушевленное, мужского рода, единственного числа. Существительное телефон неодушевленное, мужского рода, единственного числа). - Давайте еще раз вспомним, что такое имя существительное? Как вы думаете, с какой частью речи будет связана тема сегодняшнего урока? V. Сообщение темы урока, постановка целей. 1. Работа с учебником. Наблюдение над изменением окончаний имён существительных. Упр. 58 стр. 69. - В каком предложении слово кошка – подлежащее? (В первом). - Это слово стоит в этом предложении в начальной форме? (Да). - В каких предложениях кошка - второстепенный член предложения? (Во 2, 3, 4, 5, 6 предложениях). - Это слово стоит там в других формах? - Вы судите только по окончаниям или ещё по вопросам, на которые отвечает это слово в предложениях? (И по окончаниям и по вопросам). - Назовите словосочетания со словом кошка? (Привыкла кошка, скучает без кошки, налил кошке, напоил кошку, подружился с кошкой, рассказал о кошке). - Давайте в каждом словосочетании поставим вопросы к слову кошка. Д. Привыкла (Кто?) кошка, скучает (без кого?) без кошки, налил (кому?) кошке, напоил (кого?) кошку, подружился (с кем?) с кошкой, рассказал (о ком?) о кошке. - Что происходит с окончаниями имён существительных? Д. Окончания изменяются. - Молодцы! Правильно. 2. Объявление темы и цели урока. - Сегодня мы познакомимся с очень интересным явлением в русском языке – изменением имён существительных по падежам. И узнаем, что… Правило на стр. 70. Cлайд № 4 Изменения одного и того же слова по команде вопросов называются его падежами. В русском языке шесть падежей. Именительный падеж - И.п. Родительный падеж - Р.п. 3. 1. Упр. 59 - Работа с обратным словарём. -опираясь на вопросы с. 70 устно выполните упражнение. - А теперь давайте послушаем сказку "Откуда пошли названия падежей”. (Грамматическая сказка) Он ещё не родился, а уже думали, какое дать ему имя, и решили назвать – Именительный. Родился - стал Родительный. Пока он был малышом, ему все давали, и стал он Дательный. Но он был и большим озорником, за всяческие проделки его винили, и стал он Винительный. Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал Творительный. Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и называли теперь Предложный. Прямо так и говорили, когда его вспоминали, даже песенку пели с припевом. Именительный, родительный, Дательный, винительный, Творительный, предложный. (Слайд № 5) Обобщите наши рассуждения по плану: Как изменяются имена существительные? Какие падежи имеются в русском языке? На какие вопросы отвечает каждый падеж? -Какую цель мы можем себе поставить? (изучить падежи, вопросы) VII. Закрепление изучаемого материала. - слайд № 6. Давайте хором повторим вопросы и названия падежей. Посмотрите внимательно на таблицу. Есть ли в таблице одинаковые вопросы, в каких именно парах падежей? Д. Есть. Винительный падеж повторяет вопросы именительного падежа и Родительного падежа. (Слайд № 7) Прочитайте текст. Выпишите из каждого предложения слово друг с вопросом, на который оно отвечает (дети пишут в тетрадях, учитель — на доске). Выделите окончания в его формах. Друг — это человек, который все поймет и поможет. Друга не забудешь через годы. Другу доверишь любую тайну. Я уважаю своего друга. Я горжусь другом. Многие мечтают о настоящем друге. кто? друг кого? друга кому? другу кого? друга кем? другом о ком? о друге Скажите, что менялось в существительном друг? Д. В существительном друг менялись окончания. У. Ответьте на вопрос: почему менялись окончания в существи¬тельном друг? Д. В существительном друг менялись окончания, так как меня¬лись вопросы, которые мы к нему задавали. У. Изменение существительных по вопросам называется изме¬нением по падежам или склонением. Склонение — это грамма¬тический признак имени существительного. Сейчас мы про¬склоняем слово телефон (запись осуществляется справа от склоняемого слова друг). - К каким существительным ставятся вопросы кто?, кого?, ко¬му? и т. д. Д. Вопросы кто?, кого?, кому? и т. д. ставятся к существительным, обозначающим людей и животных. VI. Физкультминутка (по методике Базарного) VII. Закрепление нового материала. Работа в группах.(Слайд № 8) № 1. Соедините при помощи стрелок названия падежей со словами, выберите правильный вопрос. И. п. (есть) кто? что? дружбе Р. п. (нет) кого? чего? о дружбе Д.п. (дам) кому? чему? дружбой В. п. (вижу) кого? что? дружбу Т. п. (восхищаюсь) кем? чем? дружба П.п. (думаю о…) О ком? О чем? дружбы № 2. Прочитайте предложения. Пронумеруйте их в порядке следо¬вания падежей при склонении, ориентируясь на слово лист. С листом связано здоровье растения. По ним в лист поступают вода и питательные вещества. Лист под ветром не ломается. Жилки придают листу прочность. У листа гибкая ножка. Какой падеж пропущен? № 3. Соедините при помощи стрелок названия падежей со словами, выберите правильный вопрос. И. п. (есть) кто? что? папе Р. п. (нет) кого? чего? о папе Д.п. (дам) кому? чему? папой В. п. (вижу) кого? что? папы Т. п. (восхищаюсь) кем? чем? папу П.п. (думаю о…) О ком? О чем? папа VIII. Индивидуальная работа по карточкам. (Если позволит время) (СЛАЙД № 9) Карточка 1. Дополни предложение словом, которое является названием животного: (Кто?) … живёт в Африке и Индии. В нашей стране (для кого?) для… нет подходящих условий. (Кому?)… нужно много тепла и растительной пищи. Ты можешь увидеть (кого?)… в зоопарке. Всегда интересно наблюдать (за кем?) за … . А что ты знаешь (о ком?) о …? 2. Выпиши все пропущенные существительные с вопросом, выдели окончания. 3. Опираясь на таблицу, с 71, попробуй определить падеж существительного по вопросу. Проверка заданий 2, 3. Cлайд № 10. IX. Рефлексия. Закончи предложения. Было интересно…. Было легко…. Есть некоторые затруднения…. X. Домашнее задание. (Слайд № 11) | |
Просмотров: 4529 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 2 | |
| |