Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Урок русского языка в 3 классе "Перспективная начальная школа"

Тема урока: Изменение существительных по падежам.
Тип урока: изучение нового материала.
Цели деятельности педагога: создать условия для формирования знаний о падежах имен существительных; способствовать закреплению умений ставить падежные вопросы к словам; содействовать расширению кругозора учащихся.
Планируемые результаты образования:
Предметные: знать название падежей, падежные вопросы, способы определения падежей.
Метапредметные: регулятивные - совместно с учителем обнаруживать и формировать учебную проблему;
Познавательные - понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме;
Коммуникативные - формулируют собственное мнение и позицию.
Личностные УУД: проявляют интерес к новому учебному материалу.
Образовательные ресурсы: презентация, проектор, экран, ПК, учебник «Русский язык» 1, 2 части, тетрадь № 1.
Ход урока
I. Организационный момент
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела.
Так скорей, друзья, за дело!
II. Проверка домашнего задания.
- Испытывали вы трудность при выполнении домашнего задания?
- Прочитайте слова, имеющие только форму множественного числа.
- Прочитайте слова, имеющие только форму единственного числа.
- Прочитайте слова, имеющие и форму множественного числа, и форму единственного числа.
III. Чистописание.
(Слайд № 1) На слайде написаны слова: отбойный, фонтан, привезти, те¬ма, лето.
- Прочитайте написанные слова.
Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она обозначает парный глухой твердый со¬гласный звук, встречающийся в данных словах один раз. Какая это буква? В каком слове находится?
(Сегодня мы будем писать букву ф. Она обозначает парный глухой твердый согласный звук [ф], встречающийся в дан¬ных словах один раз. Звук [ф] находится в слове фонтан).
- Согласную ф мы напишем с двумя гласными. Первую глас¬ную букву вы найдете в приставке имени прилагательного. Какая это буква?
(Это буква о. Она находится в приставке от- прилагатель¬ного отбойный).
- Вторая буква является безударной гласной в корне глаго¬ла. Какая это буква?
(Это буква е. Она является безударной гласной в корне -вез-глагола привезти).
- Определите порядок следования букв в этом ряду: фое фооее фоооеее ...
(В этом ряду написаны строчные буквы ф, о, е. В каждой ячейке имеется по одной букве ф. Количество гласных увеличивается на одну).
У. Напишите этот ряд букв предложенной последователь¬ности до конца строки.
IV. Словарно-орфографическая работа
- Слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке, вы составите самостоятельно. Для этого соедините первые слоги имен существительных, использованных на минутке чисто¬писания, в следующем порядке: существительное женского рода, существительное среднего рода, существительное муж¬ского рода. Какое это слово?
(Слайд № 2) (Это слово телефон)
- В каких целях он используется людьми?
(Телефон используется для разговора людей на расстоянии).
-Телефон — это аппарат, который используется для разговора людей на расстоянии.
Многие специалисты предпринимали попытку сделать устрой¬ство для разговора на расстоянии. Но удалось это американско¬му ученому Александру Беллу. В 1876 году он изобрел первый телефон для практического использования.
Запи¬шите слово телефон, поставьте ударение.
- В слове телефон две непроверяемые безударные гласные е. Подчеркните их. Запомните написание слова телефон.
Составьте предложение, в которое вошли бы одновременно два слова: телефон, человек.
Человек изобрел телефон. Человек разговаривает по телефон. (СЛАЙД № 3)
- Назовите имеющиеся в данных предложениях имена существительные.
(Человек, телефон)
- Почему вы считаете, что это имена существительные?
(Эти слова отвечают на вопросы кто?, что? и обозначают предметы).
Охарактеризуйте слова человек и телефон.
(Существительное человек одушевленное, мужского рода, единственного числа. Существительное телефон неодушевленное, мужского рода, единственного числа).
- Давайте еще раз вспомним, что такое имя существительное?
Как вы думаете, с какой частью речи будет связана тема сегодняшнего урока?
V. Сообщение темы урока, постановка целей.
1. Работа с учебником.
Наблюдение над изменением окончаний имён существительных. Упр. 58 стр. 69.
- В каком предложении слово кошка – подлежащее? (В первом).
- Это слово стоит в этом предложении в начальной форме? (Да).
- В каких предложениях кошка - второстепенный член предложения?
(Во 2, 3, 4, 5, 6 предложениях).
- Это слово стоит там в других формах?
- Вы судите только по окончаниям или ещё по вопросам, на которые отвечает это слово в предложениях? (И по окончаниям и по вопросам).
- Назовите словосочетания со словом кошка? (Привыкла кошка, скучает без кошки, налил кошке, напоил кошку, подружился с кошкой, рассказал о кошке).
- Давайте в каждом словосочетании поставим вопросы к слову кошка.
Д. Привыкла (Кто?) кошка, скучает (без кого?) без кошки, налил (кому?) кошке, напоил (кого?) кошку, подружился (с кем?) с кошкой, рассказал (о ком?) о кошке.
- Что происходит с окончаниями имён существительных?
Д. Окончания изменяются.
- Молодцы! Правильно.
2. Объявление темы и цели урока.
- Сегодня мы познакомимся с очень интересным явлением в русском языке – изменением имён существительных по падежам. И узнаем, что… Правило на стр. 70. Cлайд № 4
Изменения одного и того же слова по команде вопросов называются его падежами.
В русском языке шесть падежей.
Именительный падеж - И.п.
Родительный падеж - Р.п.
3. 1. Упр. 59 - Работа с обратным словарём.
-опираясь на вопросы с. 70 устно выполните упражнение.
- А теперь давайте послушаем сказку "Откуда пошли названия падежей”.
(Грамматическая сказка)
Он ещё не родился, а уже думали, какое дать ему имя, и решили назвать – Именительный.
Родился - стал Родительный.
Пока он был малышом, ему все давали, и стал он Дательный.
Но он был и большим озорником, за всяческие проделки его винили, и стал он Винительный.
Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал Творительный.
Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и называли теперь Предложный.
Прямо так и говорили, когда его вспоминали, даже песенку пели с припевом.
Именительный, родительный,
Дательный, винительный,
Творительный, предложный.
(Слайд № 5) Обобщите наши рассуждения по плану:
Как изменяются имена существительные? Какие падежи имеются в русском языке? На какие вопросы отвечает каждый падеж?
-Какую цель мы можем себе поставить? (изучить падежи, вопросы)
VII. Закрепление изучаемого материала.
- слайд № 6. Давайте хором повторим вопросы и названия падежей. Посмотрите внимательно на таблицу. Есть ли в таблице одинаковые вопросы, в каких именно парах падежей?
Д. Есть. Винительный падеж повторяет вопросы именительного падежа и Родительного падежа.
(Слайд № 7) Прочитайте текст. Выпишите из каждого предложения слово друг с вопросом, на который оно отвечает (дети пишут в тетрадях, учитель — на доске). Выделите окончания в его формах.
Друг — это человек, который все поймет и поможет.
Друга не забудешь через годы.
Другу доверишь любую тайну.
Я уважаю своего друга.
Я горжусь другом.
Многие мечтают о настоящем друге.


кто? друг
кого? друга
кому? другу
кого? друга
кем? другом
о ком? о друге
Скажите, что менялось в существительном друг? Д. В существительном друг менялись окончания.
У. Ответьте на вопрос: почему менялись окончания в существи¬тельном друг?
Д. В существительном друг менялись окончания, так как меня¬лись вопросы, которые мы к нему задавали.
У. Изменение существительных по вопросам называется изме¬нением по падежам или склонением. Склонение — это грамма¬тический признак имени существительного. Сейчас мы про¬склоняем слово телефон (запись осуществляется справа от склоняемого слова друг).
- К каким существительным ставятся вопросы кто?, кого?, ко¬му? и т. д.
Д. Вопросы кто?, кого?, кому? и т. д. ставятся к существительным, обозначающим людей и животных.

VI. Физкультминутка (по методике Базарного)
VII. Закрепление нового материала.
Работа в группах.(Слайд № 8)

№ 1. Соедините при помощи стрелок названия падежей со словами, выберите правильный вопрос.

И. п. (есть) кто? что? дружбе
Р. п. (нет) кого? чего? о дружбе
Д.п. (дам) кому? чему? дружбой
В. п. (вижу) кого? что? дружбу
Т. п. (восхищаюсь) кем? чем? дружба
П.п. (думаю о…) О ком? О чем? дружбы

№ 2.
Прочитайте предложения. Пронумеруйте их в порядке следо¬вания падежей при склонении, ориентируясь на слово лист.
С листом связано здоровье растения.
По ним в лист поступают вода и питательные вещества.
Лист под ветром не ломается.
Жилки придают листу прочность.
У листа гибкая ножка.
Какой падеж пропущен?

№ 3. Соедините при помощи стрелок названия падежей со словами, выберите правильный вопрос.

И. п. (есть) кто? что? папе
Р. п. (нет) кого? чего? о папе
Д.п. (дам) кому? чему? папой
В. п. (вижу) кого? что? папы
Т. п. (восхищаюсь) кем? чем? папу
П.п. (думаю о…) О ком? О чем? папа

VIII. Индивидуальная работа по карточкам. (Если позволит время) (СЛАЙД № 9)
Карточка
1. Дополни предложение словом, которое является названием животного:
(Кто?) … живёт в Африке и Индии. В нашей стране (для кого?) для… нет подходящих условий. (Кому?)… нужно много тепла и растительной пищи. Ты можешь увидеть (кого?)… в зоопарке. Всегда интересно наблюдать (за кем?) за … . А что ты знаешь (о ком?) о …?
2. Выпиши все пропущенные существительные с вопросом, выдели окончания.
3. Опираясь на таблицу, с 71, попробуй определить падеж существительного по вопросу.
Проверка заданий 2, 3. Cлайд № 10.
IX. Рефлексия. Закончи предложения.
Было интересно….
Было легко….
Есть некоторые затруднения….
X. Домашнее задание. (Слайд № 11)
Категория: Мои статьи | Добавил: lena25475 (26.12.2013)
Просмотров: 4529 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2 Наталья  
0
отлично

1 Эльмира Талгатовна Гайфуллина  
0
отлично

Имя *:
Email *:
Код *: